Основная причина повышенного расхода масла — механическая неисправность двигателя. Встречается несколько видов неисправностей. Разберем каждую подробно.
Когда изнашивается цилиндро-поршневая группа, зазоры между трущимися поверхностями увеличиваются. Старые детали уже не в состоянии нормально снимать масляную пленку, а значит, не могут обеспечить нормальный расход масла.
Помимо цилиндро-поршневой группы, причиной масложора могут быть маслосъемные колпачки (сальники клапанов). Они сделаны из резины, которая со временем теряет эластичность и затвердевает. Рабочая кромка маслосъемных колпачков изнашивается, и масло начинает поступать через нее в камеру сгорания.
Во время работы двигателя в цилиндре воспламеняется бензовоздушная смесь (или сгорает дизельное топливо). В результате сгорания образуются газы. Поршневые кольца — два компрессионных и маслосъемные — не могут удержать все эти газы в камере сгорания. Часть газов неизбежно прорывается в низ двигателя к картеру и смешивается с масляным туманом — маслом, которое находится в виде взвеси.
По экологическим требованиям такую смесь нельзя выбрасывать в атмосферу, поэтому она возвращается в двигатель с помощью системы вентиляции картерных газов. Если система вентиляции неисправна, это приведет к повышенному расходу масла.
В абсолютно исправном двигателе масло практически не расходуется. Исключение — немецкие автомобили Audi, Volkswagen, Seat, BMW, а в последнее время и Mercedes: масложор для них — обычное явление. Средний «немец» расходует 1 л масла на 1 000 км, что делает его очень дорогим в обслуживании.
Если в среднем масло меняют каждые 10 000 км, то обладатели немецких автомобилей будут вынуждены долить еще 10 л за этот интервал.
Разбираться в причинах повышенного расхода масла можно самостоятельно, но лучше обратиться к специалистам. Они проведут диагностику двигателя, обнаружат причину масложора и предложат подходящее решение.
Например, если дело в системе вентиляции картерных газов, то проблема решается сравнительно легко и недорого. В результате масложор полностью прекращается.
Если двигатель изношен, ситуация сложнее — может потребоваться промежуточный или капитальный ремонт. В большинстве случаев достаточно просто заменить изношенные детали: поршневые кольца, вкладыши, сальники и прокладки. В результате двигатель будет исправно работать и расходовать масло в разумных пределах — на таком автомобиле можно будет проехать еще 70–100 тысяч километров.